Аутизм обучение

Аутизм и обучение детей

Детский аутизм является формой отклонения в развитии ребенка, вызывающий его задержку и искажение. Как результат – нарушение контакта с внешним миром и окружающими людьми. Родителям ребенка с РАС сложно понять, каким должно быть правильное обучение детей с аутизмом. Нужна квалифицированная поддержка специалистов.

Что можно почитать для обучения детей с аутизмом

Сегодня родителям доступны дистанционные программы обучения детей с аутизмом и чтение профильной литературы. Например, популярная обучающая книга К. Морис, Дж. Грин, С. К. Льюс «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов» содержит информацию о том, что такое аутизм, может помочь понять особенности обучения, определить, какие примерно навыки необходимо развивать, однако как профессионал скажу что некоторая информация уже устарела и применять эти протоколы не надо, потом придется исправлять, так же нужно помнить, что примеры указанные там могут не сработать в вашем случае, так как не учитываются потребности, пробелы и проблемы именно вашего ребенка.

Какая книга актуальней? Например, Роберт Шрамм «Аутизм и АВА», прекрасная небольшая книга, которая расскажет о том, как найти общий язык с вашим малышом, как установить сотрудничество. Какие правила (методы) необходимо применять, чтобы развитие не стояло на месте. Так же, можно ознакомиться с полезной книгой Мэри Линч Барберы «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход», чудесная книга, не потерявшая своей актуальности на сегодняшний день.  В любом случае данные книги подведут вас к общему представлению, какие действия нужно предпринять, чтобы помочь ребенку скорректировать его развитие.

В своем аккаунте INSTAGRAM @sultana_abardazh я каждый вторник и четверг в 18.00 выхожу в прямой эфир чтобы ответить на ваши вопросы, помочь выбрать метод и путь коррекции, подробно разобрать ту или иную тему. Приходите, разберем и вашу тему.

Особенности обучения детей с аутизмом

Чаще всего в обычные дошкольные учреждения попадают дети со слабо выраженным расстройством аутистического спектра. Первое, что должен знать педагог, – обучаемость ребенка зависит от налаженного сотрудничества и сформированного учебного поведения в индивидуальном формате.

Как этого достичь:

  • Использовать действия, которые приятны малышу в качестве мотивации (пускание мыльных пузырей, лепка, рисование и др.);
  • Построить предсказуемый и контролируемый график обучения (аутизм «любит» обговоренное место и время, привычную очередность упражнений и заданий);
  • Выбрать рабочее пространство так, чтобы ребенку было комфортно, а на стол класть только то, что необходимо для занятий;
  • Использовать визуальную поддержку к устным объяснениям, избегать абстрактных выражений в переносном смысле.

Задачи педагога при обучении детей с аутизмом

Всех аутичных малышей объединяет слабое понимание речи и сниженные социальные навыки. А значит, главная задача педагога – развить заинтересованность. Вторая цель – сформировать сотрудничество.

У детей с аутизмом накопление навыков может быть неравномерным, бывает так что академические навыки, такие как чтение или счет, формируются «сами по себе» в раннем возрасте. Иногда ребенок с РАС «случайно» обучается читать, из-за специфических интересов и высокой визуальной памяти. Или выучит английский язык бесконечно просматривая специфические ролики в YOUTUBE.  Если уж так случилось, что к шести-семи годам у вашего ребенка нет навыка чтения, то выбирая методику не зацикливайтесь на обучение методике «глобального чтения» целых слов. Этот метод имеет как плюсы, так и минусы. Дети с рас могут так привыкнуть к одному виду слова, что изменив его в окончании/суффиксе потребуется время, чтобы исправить чтение. Гораздо лучше сочетается метод совмещения побуквенно/послогово/глобально и метод печатания, мне он больше нравится.

Если ваш ребенок не из тех, кто любит рисовать, то при подготовке его руки к письму необходимо подобрать систему где пошагово усложняется рисунок, классические тетради прописей не подойдут, они начинаются с уже довольно сложных движений.

Все виды обучения особенных детей требуют доброй, позитивной атмосферы. Даже за мелкие успехи малыша нужно хвалить и акцентировать его внимание на достижениях.

Но я бы больше обратила внимание на развитие коммуникации и бытовых навыков, так как самообслуживание напрямую влияет на самостоятельность, уверенность в себе и качество жизни.

Обучение детей с аутизмом в школе

Школьный этап получения знаний очень важен для ребенка с РАС и его близких. Обычно этому предшествуют годы упорного труда родителей и специалистов для возвращения малыша к нормальной жизни.

Бесспорно, в начале коррекции и дальше всем аутичным детям требуются персональные занятия и тренинг в небольших группах учеников с такими же расстройствами. Но при возможности их следует перевести в условия инклюзии, предварительно подготовят его к этому. Там они будут общаться с нормотипичными детьми и привыкать к стандартам поведения, перенимая их навыки коммуникации и проявление эмоций. Однако в этом случае необходимо исключить риск неуспешности и травли со стороны сверстников. Если ваш ребенок сильно отличается от остальных, имеет много специфического поведения, не умеет взаимодействовать со сверстниками, поддержать игру или диалог, то есть риск буллинга. Это тот случай, когда лучше не торопиться, а хорошенько подготовиться.

Каждый особенный ребенок может получать знания и развиваться при активной поддержке взрослых. Степень нарушения обучения у детей с аутизмом различна. Одни справляются с учебной программой самостоятельно после специальной подготовки. Другие нуждаются в   присутствии взрослого – тьютора.

Если ребенок с РАС идет в обычную или специализированную школу, где нет условий, созданных с учетом обучения особенного ребенка, отсутствуют приемы и методы обучения детей с аутизмом, то данный способ получения знаний может закончиться печально. У таких учеников могут появляться проблемы с поведением, что вынуждает родителей перейти снова на индивидуальные занятия.

Есть дети, которые находят способ адаптироваться к школе за счет своей замкнутости и безразличия, и продолжают учебу. Но ведь цель пребывания в школе – это социализация, верно? Когнитивные и академические навыки можно получить и в другом формате (и кстати гораздо быстрей и эффективней).  Не пренебрегайте помощью специалистов, важно построить полноценные взаимоотношения с людьми.

Аутизм. Обучение специалистов

Диагноз РАС, безусловно, довольно неприятен. Многим родителям бывает сложно вырастить и воспитать ребенка с этими симптомами. В таких случаях не обойтись без помощи профессионального педагога-АВА-тераписта.

По данным мировой статистики расстройством аутистического спектра страдает один ребенок из 46 обследуемых пациентов. Поэтому специалист, который знает как правильно работать с этими детьми, как говорится, на вес золота.

Программы обучения и семинары по аутизму

Для подготовки и переподготовки профессионалов в сфере «аутизм» проводятся программы обучения – дистанционные и очные. Цель данных курсов – пополнение рядов высококвалифицированных экспертов, которые владеют новейшими практическими методами работы с аутичными детьми, имеющими проблемы с коммуникацией.

Обычно семинары по аутизму предполагают удаленный метод обучения  – вебинары, мастер-классы, интерактивные уроки и электронные учебники. Такие онлайн лекции проходят в удобном диалоговом формате путем общения  с преподавателем, участниками и ведущими экспертами по данной теме. Каждый участник семинара активно задействован в процессе обучения, он может задавать вопросы, комментировать и выполнять контрольные задачи.

Добавляйтесь в мой аккаунт @sultana_abardazh,  следите за новостями, приходите на обучающие вебинары.
1 0
Сентябрь 27, 2018

Добавить комментарий