Логопед для ребенка с РАС

Работа логопеда с ребенком с расстройством аутистического спектра (РАС)

Вашему ребенку поставили диагноз «аутизм», «РАС», «РДА» и др? Сейчас Вы возможно растеряны, подавлены, и не знаете, куда бежать? Одни говорят «да ну, ты что, смотри какой он у тебя милый, какой же это аутизм», а другие советуют приготовиться к сложностям, ведь это «на всю жизнь»? Прежде всего, важно не терять время и составить четкий план действий. Первый шаг – найти профессионального логопеда, который специализируется на работе с ребенком с РАС.

Как правило ищут логопеда, так как большая часть детей с РАС либо не говорит, либо имеет с этим сложности. Почему именно логопед? Потому что существует мнение, что «как только заговорит, все проблемы решаться». Безусловно, речь это высшая психическая функция и наличие ее дает право уверенно чувствовать себя в социуме, но ведь фундаментом речи является огромный пласт других навыков, а они все в наличии у ребенка?

Основной признак РАС – отклонения в речевом развитии и социальном (ребенок стремится к уединению и отказывается от коллективных игр). Логопед для ребенка с РАС занимается профилактикой и коррекцией нарушений речи, постановкой звуков, качеством произносимой речи. Однако мы уже говорили о том, что «до речи» есть огромный пласт навыков, кто же займется ими?

Все  решается гораздо быстрее и легче, если совместить логопеда с АВА специалистом. Если логопед это специалист по речи, то АBA-терапист это специалист по обучению. Именно поведенческий аналитик создает структуру эффективных занятий, коррекцию нежелательного поведения, развитие коммуникации (еще до появления речи как таковой), «вшивая» в эту программу ключевые цели, которыми может заниматься и логопед.

Как создать такую программу для ребенка с РАС?

  • Прежде всего проводится стартовая диагностика ученика. В АBA это тестирование как минимум 900 навыков по международной системе, где несколько сфер сугубо речевые навыки. Это дает возможность увидеть слабые места, опорные точки интересов и выработать индивидуальный подход. Не существует двух похожих детей с аутизмом. Возможно, в первую очередь нужно будет уделить внимание навыкам самообслуживания или учебному поведению. Также фиксация начального уровня позволит впоследствии отмечать прогресс в занятиях.
  • Важно убедиться, что изучены вся мотивационная сфера ребенка. АВА специалист в этом шаге работает в команде родитель-логопед-терапист. Это куда важнее, это первично, а потом уже усвоение каких-либо навыков. Без взаимопонимания подопечный скорее всего начнет сопротивляться, ведь пока у ребенка с рас нет «внутренней мотивации развиваться или быть похожим на взрослого». В занятиях необходима гибкость. Для этого готовятся разнообразные поощрения и легкие задания.
  • Следующая задача специалиста – постановка целей из ближайших зон развития. В этом кроется секрет успешности! Если ставить цели наугад, есть риск привить ребенку неуспешность, тем самым снизив мотивацию еще ниже. Ребенка следует непринужденно вовлекать в индивидуальную и совместную деятельность, создавать ситуации успеха.

Как и где найти команду логопедов для ребенка с РАС, работающих сообща в Москве?

В нашем инклюзивном центре «на ABAрдаж» работают логопеды, дефектологи,  психологи, эрготераписты только с образованием АВА-тераписта под руководством поведенческих аналитиков и 2х супервизиров. У нас не бывает целей «на глазок», нет перетягивания каната «я лучше, у меня стаж 40 лет», у всех специалистов цель одна – вывести ребенка в норму.

На что конкретно стоит обратить внимание при выборе логопеда для ребенка с РАС?

  1. Умение налаживать руководящий контроль. Как было сказано выше, первый и самый главный признак. В противном случае, каким бы ни был высококлассным профессионал, работа будет продвигаться очень медленно.
  2. Квалификация и отзывы клиентов. В нашем центре не бывает случайных специалистов, или тех, кого нанял отдел кадров по уровню образования. Каждый из специалистов проходит настоящий отбор руководителями и основателями центра, далее стажировку под надсмотром и только потом при успешном прохождении первых двух этапов ему могут доверить занятия с детьми. Почему так строго? Потому что диплом не дает гарантии хорошей практики, а отзывы в сети могут быть проплачены.
  3. Материально-техническое обеспечение. Обратите внимание на кабинет. Как он оформлен? Среда, в которой будут осуществляться занятия, очень важна, она определенным образом стимулирует ребенка. Специалист может определить ребенка либо в обедненную среду либо в обогащенную, в зависимости от проблемы/цели. Но всегда сможет это логично обосновать.
  4. Цены. По низкой ставке часто работают начинающие, студенты и «подработчики», которые берутся за все ради опыта. Также и высокая цена не обеспечивает результата. Подумайте, что в нее включено, и какие преимущества вам предлагают. Регулярное повышение квалификации стоит немалых средств.
  5. Форма занятий. Профессионал сразу определит какой формат и структура нужна данному ребенку. Но начинать как правило следует с индивидуальных занятий.
  6. Поиск через организацию. В организации, где специалисты не обособлены, а работают под кураторством или супервизией программу каждого ребенка тщательно проверяют, регулярно собирают данные и следят, чтобы росла эффективность. Логопеда-одиночку никто не проверяет, в отличие от компании. Она ценит свое имя, постоянно обучая и осуществляя контроль своих сотрудников.
  7. Периодичность занятий. По результатам исследований оптимальное время обучения навыкам 40 часов в неделю, но мало кто может позволить себе оплатить столько часов. Оптимальный вариант – заниматься со специалистом столько сколько можете позволить, а остальные часы восполнить самим, выполняя домашние задания. В нашем центре мы обучаем родителей детей, для того, чтобы они могли с легкостью выполнять это самостоятельно. При такой работе эффективность повышается в разы.

Около 70% детей, страдающих расстройством аутистической сферы, входят в общество и овладевают навыками социального взаимодействия. Многие реализуют себя в музыке, изобразительном искусстве, танцах, науке благодаря хорошей памяти и нестандартному видению мира. Но даже если ваш ребенок не войдет в оставшиеся проценты родитель должен создать ребенку условия максимально самостоятельной комфортной жизни. Мы те, кто делает статистику, так давайте повышать процент успешно абилитированных людей с аутизмом. Вы можете дать своему чаду большой шанс на успех, но только при условии интенсивной и регулярной коррекционной работы.

Сентябрь 27, 2018

Добавить комментарий