ЗПР у детей в Москве

Задержка психического развития. Понятие и характеристика ЗПР

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируются педагогами и психологами как задержка психического развития. ЗПР — это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Основной причиной ЗПР являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периодах его жизни. Задержка психического развития возникает и в результате ослабленной инфекциями ЦНС, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы. В появлении синдрома ЗПР существенную роль играют конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы генетического происхождения, длительные неблагоприятные условия воспитания. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют единственную или главную причину ЗПР.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка. Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других — сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности.

Выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с ЗПР показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление. Их наглядно-образному мышлению присуща недостаточная подвижность образов-представлений. Как правило, словесно сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Речь детей с задержкой психического развития также имеет ряд особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует.

Причины задержки психического развития.

Можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:

  1. причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
  2. общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
  3. отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
  4. социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Все отклонения у таких детей со стороны нервной системы отличаются изменчивостью и диффузностью и носят временной характер. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР имеет место обратимость интеллектуального дефекта. В данном определении отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие организма, задерживается становление личностно развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности. Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений, естественно, ограничивает и задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно-ролевой игры. Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.

Классификация и виды ЗПР

ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического происхождения. Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности и нередко осложнен рядом болезненных признаков — соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки, отмечают исследователи, нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.

Клинические типы наиболее стойких форм ЗПР, в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций. Остановимся более подробно на каждой из этих форм.

ЗПР конституционального происхождения. Речь пойдет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для неё характерны преобладание игровой мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. При переходе к школьному возрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой психического инфантилизма, считают исследователи, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, при известной частоте семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма (А.Ф. Мельникова, Г.Б. Сухарева). По данным Г.П. Бертынь, гармонический инфантилизм относительно часто встречается у близнецов, что может указывать на патогенетическую роль гипотрофических явлений, связанных с многоплодием. Как пишет К.С. Лебединская, эта форма незрелости эмоционально-волевой сферы может возникать вследствие обменно-трофических расстройств в течение внутриутробного развития. В этих случаях речь идет о конституциональном инфантилизме генетического происхождения.

ЗПР соматогенного происхождения. В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенность, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определённых ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный ребёнок.

В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимание, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются. У большей части детей повышена утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. У части детей с астениями наблюдается состояние усталости. Они встают неотодхнувшими, без чувства бодрости, с лёгкой головной болью. Иногда эти дети жалуются на боли в сердце, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта, вялость, недомогание, боли в суставах и др.

Всё это создает для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом и счётом. При обучении арифметике эти дети часто не овладевают понятием числа, приёмами устного счёта, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи.

ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором — неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример — дети, воспитанные в Доме ребенка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделенность, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребенка; как результат — снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребенок растет в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, неустроенность, воровство) стимулируют эффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в эффектно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребенка пропитана ссорами, конфликтами. Между взрослыми. Основная форма родительского воздействия — Подавление и наказание систематически травмирует психику ребенка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У ребенка формируется психический инфантилизм по астеническому тормозному типу.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким локальным нарушением созревания мозговых структур. Причинами разнообразных отклонений в развитии мозга являются патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушье плода), тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция), тяжелые инфекционные заболевания.

У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, непереносимости духоты, жары, езды на транспорте, снижении работоспособности, слабой концентрации внимания, снижении памяти. Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям — олигофренам. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.

Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей с описанными выше ЗПР. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, слабом понимании взаимоотношений, сниженной мотивации достижения, некритичности, несамостоятельности, внушаемости, пресыщаемости. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущий мотив — игра, что ведет к постоянному внутреннему конфликту между «хочу» и «надо».

Задержка психоречевого развития (ЗПРР).

Существует также еще один вид ЗПР, который хотелось бы выделить. Специалисты определяют его как задержка психоречевого развития или ЗПРР. Это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.

Задержка психоречевого развития у ребенка – частая проблема, которая актуальна в первые годы жизни ребенка. Родители могут замечать, что их ребенок менее развит, чем его сверстники, что и становится причиной для паники. На самом деле никакой панической ситуации возникать не должно. Подобное заболевание сегодня поддается лечению и коррекционной работе. На сегодняшний день врачи, к сожалению, пока еще не установили факторы, которые оказывают влияние на прогрессирование заболевания.

Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.

Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным.

Осложнения и последствия ЗПР

Последствия в основном отражаются на личности ребенка. Когда вовремя не принимаются меры по устранению отставания в развитии, то оно, в свою очередь, оставляет отпечаток на дальнейшей жизни ребенка. Если проблема в развитии не корректируется, то у ребенка усугубляются все его проблемы, он продолжает отделяться от коллектива, еще больше замыкается в себе. Когда наступает подростковый возраст, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности и появиться заниженная самооценка. Это в свою очередь вызывает трудности в общении с друзьями и противоположным полом. Уровень познавательных процессов также снижается. Еще больше искажаются письменная и устная речь, наблюдаются сложности в освоении бытовых и рабочих навыков.

Детям с ЗПР в будущем будет сложно освоить какую-либо профессию, войти в трудовой коллектив и наладить личную жизнь. Во избежание всех этих трудностей коррекцию и лечение отставания в развитии необходимо начинать с появления первых же симптомов.

Как выявить ЗПР?

Особенности поведения ребенка с задержкой психического развития хоть и имеют свои характерные черты, вполне могут быть расценены непосвященным наблюдателем как крайние формы поведения «обычных» детей. «Ну, более шумный, ну, не очень внимательный, ну, устает — но он же ребенок, в конце концов! Зачем же сразу диагноз ставить!» — восклицают сердобольные «защитники». — «А учится плохо… Так не всем же академиками быть». Упоминали мы и о том, что «хоть и не всем быть академиками», но одни «не академики» все же как-то справляются с требованиями, поставленными образовательной системой, а другим это не удается никакими усилиями. Они выпадают из обучения, безнадежно отстают от сверстников, приобретают неврозы и депрессивные расстройства, не уважают себя, ненавидят школу и все, что с ней связано. И помочь им может не сердобольная реакция с бездеятельным сочувствием, а профессиональная психолого-педагогическая помощь, направленная на коррекцию недостатков их развития. Поэтому выявление и диагностика задержанного психического развития чрезвычайно важны: определить стратегию помощи ребенку с задержкой психического развития можно, только понимая особенности нарушения у него учебно-познавательной деятельности и поведения, причины его дезадаптации к школе или другому детскому учреждению.

Иметь представление об основных особенностях детей с задержкой психического развития важно для всех специалистов, работающих с детьми: воспитателей, учителей, логопедов для ребенка с РАС, дефектологов, детских врачей. Ведь чем раньше будут выявлены неблагоприятные тенденции в развитии ребенка, тем успешнее может оказаться их преодоление.

Основной признак задержки психического развития — трудности в освоении знаний, умений и навыков, которыми уже овладели сверстники. Какие же особенности поведения, деятельности, речи должны насторожить родителей или педагога, натолкнуть их на мысль о необходимости проконсультировать ребенка в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК)? Эти особенности можно разделить на несколько групп.

  1. Особенности поведения: ребенок не выполняет принятые в детском коллективе правила поведения, чрезмерно подвижен или, напротив, вял; не сразу воспринимает обращение взрослого, нуждается в многократном повторении требований и контроле за их выполнением; не умеет поддерживать игру, часто конфликтует (дерется, кричит) или, напротив, излишне осторожен (неуверен, боязлив), плаксив;
  2. Особенности деятельности во время учебных занятий: ребенок работает медленно и невнимательно, у него низкий, неравномерный трудовой темп или, напротив, он работает быстро, но хаотично, «бестолково», не способен сам организовывать свою деятельность, оценивать ее результат; неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям или педагогу на занятиях;
  3. Особенности речевого развития и представлений об окружающем мире: у ребенка смазанная, невнятная, грамматически неправильная речь, бедный словарный запас, скудный объем знаний об объектах ближайшего окружения, он не умеет пересказывать простые тексты или рассказывать истории, путается во временных понятиях, с трудом улавливает причинно-следственные связи в явлениях природы или литературных сюжетах;
  4. Особенности физического развития: отличается слабым здоровьем (часто болеет, плохо ест, беспокойно спит), отстает в весе, росте, двигательной ловкости и выносливости от ровесников, быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможенным; у него нарушена общая координация движений (неуклюжий), мелкие точные движения кистей и пальцев рук развиты плохо.

Дополнительное внимание к этим особенностям развития ребенка требуется от педагогов в тех случаях, когда обнаруживается недостаток заботы со стороны родителей: они безразличны к внешнему виду ребенка (он выглядит «неухоженным» — неопрятно ест, небрежно одевается, производит впечатление «грязнули»), не интересуются жизнью детского учреждения, мало общаются с педагогом, не выполняют рекомендаций по занятиям с ребенком, последними забирают его из детского сада или школы.

Конечно, каждый из перечисленных признаков не является достаточным для утверждения о том, что ребенок отстает в развитии. Но их сочетание, особенно если они ярко выражены, указывает на наличие существенных недостатков возрастного формирования, требующих серьезного анализа.

Методы диагностики ЗПР.

Существует несколько видов диагностирования у ребёнка ЗПР. Это очень важный этап в коррекции ребёнка — чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей по её решению. Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.

В практической психологии существует такое направление, как психодиагностика, целью которой является изучение особенностей применения различных диагностических методик. При диагностировании пациента возможно определить уровни его познавательного, эмоционального и личностного развития.

Ребенку с ЗПР необходимо прохождение обследования, проводящегося, как правило, поэтапно. Выделим основные части:

1) Установка контакта;

2) Проведение исследований;

3) Выводы.

Первая часть — установка контакта — содержит в себе первоначальные возможности позитивного проведения диагностики. На данном уровне происходит знакомство с ребенком, оформление его «зоны комфорта», налаживание взаимоотношений. Также цель диагностирующего — определить степень информированности ребенка.

Вторая часть — проведение исследований — включает в себя тестирования, целью которых является проверка различных способностей ребенка. Диагностика может реализовываться путем анализа:

  • познавательных процессов;
  • эмоционального развития.

И наконец, третья часть — выводы — основывается на выявлении результатов исследований, их интерпретации и предложения психолого-педагогических рекомендаций.

На каждого ребёнка заводится карта психологического обследования, в которой фиксируются результаты обследования, на которые можно опираться составляя план обучения ребёнка.

Лечение и коррекция ЗПР

Коррекцию необходимо начать как можно раньше. В основе лечения должен быть комплексный подход. Чем раньше оно начинается, тем больше вероятности того, что задержку удастся скорректировать. К основным методам лечения относят:

  • микротоковую рефлексотерапию, т. е. метод влияния электрических импульсов на работающие точки мозга. Метод применяется при ЗПР церебрально-органического происхождения;
  • постоянные консультации с дефектологами и логопедами. Применяется логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, методы развития памяти, внимания, мышления;
  • лекарственную терапию. Она назначается только врачом-неврологом.

Можно также использовать альтернативные методы, такие, как дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия, а также многие психолого-педагогические развивающие занятия. Главную роль в коррекции играет участие родителей. Создание благополучной атмосферы в семье, правильное воспитание и поддержка близких поможет ребенку обрести уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение и добиться эффективных результатов в лечении, и прогноз будет благоприятным.

Микротоковая рефлексотерапия при ЗПР.

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Преимуществ у данного метода воздействия масса, в связи с безопасностью он активно применяется для лечения детей. Главным достижением микротоковой рефлексотерапии является восстановление нервной системы и лечение заболеваний нервно-психического характера. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

На теле любого человека находятся акупунктурные точки, воздействуя на которые можно вылечить практически любое заболевание, а также облегчить болевые ощущения. Применяя эту методику, врачи способствуют активации ресурсов организма, и тело самостоятельно начинает борьбу с болезнями. Если совместить медикаментозную терапию с данным способом реабилитации, то эффект будет просто потрясающим.

Следует отметить, что еще одним преимуществом этого способа терапии является совершенная безболезненность, человек совсем ничего не чувствует во время манипуляций врача.

Лекарственная терапия при ЗПР.

Лекарственной терапии отводится существенное место в реабилитационных программах неврологических больных. Лекарственное лечение представлено преимущественно комплексом препаратов, назначаемых с учетом этиологии, патогенеза, стадии и тяжести патологического процесса, характеристик клинических, неврологических и психопатологических синдромов, возрастных и личностных особенностей детей с ЗПР или больного, а также этапа реабилитации.

При проблемах речевого и психоречевого развития в первую очередь назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте ребенка. Врачи обычно выписывают:

  • препараты йода;
  • витамины группы В;
  • глицин;
  • L-каротин.

Важное место в медикаментозной терапии занимают ноотропы – лекарства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления.

Один из таких препаратов – Энцефабол. Он разжижает кровь и улучшает кровообращение там, где оно частично нарушено, насыщает мозговые клетки кислородом, стимулирует обменные процессы. После курса препарата обычно наблюдается растормаживание речи, происходят резкие скачки от молчания к первым простым словам.

Чтобы повысить умственную и физическую активность, простимулировать обменные процессы в нервных клетках, применяют другой препарат Пантогам, содержащий гопантеновую кислоту. Он также обладает выраженным противосудорожным эффектом. Его рекомендуется принимать вместе с глицином, благодаря которому происходит:

  • повышение умственной работоспособности;
  • регулировка обменных процессов;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • нормализация защитного торможения в ЦНС.

В результате приема ребенок становится более спокойным, легче засыпает, меньше конфликтует с окружающими, быстрее адаптируется в коллективе. Однако для начала мы рекомендуем адаптирующую программу для детей с ЗПР.

Улучшить память и способность к обучению помогает препарат Семакс. Он выпускается в удобной форме капель и помогает ребенку сосредоточиться в момент восприятия, анализа информации и закрепления ее в памяти.

Препарат Церебролизин также дает хорошие результаты при развитии речи. После приема этого препарата родители и логопеды отмечают у ребенка расширение словаря, овладение грамматическим строем языка, а также другие речевые успехи. Он стимулирует энергетический обмен в клетках мозга, повышает внимание и улучшает память.

Это самые распространенные препараты, которые назначаются при ЗПР и ЗПРР. Важно помнить, что назначать любые медикаменты ребенку может только его лечащий врач – педиатр, невропатолог или психиатр, и то на основе результатов анализов и исследований, например, ЭЭГ или компьютерной томографии. Если какой-то препарат рекомендует логопед, сначала проконсультируйтесь с педиатром. Никогда не давайте малышу лекарств, которые прописаны ребенку Ваших знакомых, они могут навредить. Строго придерживайтесь рекомендаций доктора относительно дозировки и схемы приема.

Занятия с дефектологом и логопедом при ЗПР

Лекарства значительно облегчают малышу путь к развитой речи. Ему проще сосредоточиться на занятии, запомнить новый материал, произнести тот или иной звук, соединить слова в целую фразу. Однако без регулярной работы логопеда с детьми с аутизмом и занятий с дефектологом в приеме лекарств нет смысла. Никакие медикаменты не научат ребенка правильно произносить звуки, говорить новые слова и строить предложения. Это могут сделать только специалисты. Например, адаптированная программа для детей с ЗПР.

Занятия с логопедом или дефектологом при ЗПР направлены на:
  • постановку звуков и введение их в речь;
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • развитие высших психических функций – памяти, внимания, мышления, воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие речи – построение связного высказывания, умение составить небольшой рассказ по картинке, чтение, изложить свои мысли, описать ощущения и т. д.

Работа дефектолога с детьми с ЗПР проходит по индивидуальной программе. Она разрабатывается после всестороннего обследования ребёнка. Основная задача программы коррекции для детей с ЗПР – это компенсация первичной патологии, развитие отстающих психических функций, гармонизация личности, формирование здоровой самооценки и раскрытие природных способностей малыша. Занятия с дефектологом могут входить в комплексную реабилитацию. В зависимости от конкретной патологии параллельно может быть назначена АВА-терапия, сенсорная интеграция, посещение остеопата и так далее. Коррекционный маршрут при ЗПР всегда разрабатывается индивидуально, поскольку даже одинаковые диагнозы могут иметь различные причины.

Советы родителям по воспитанию ребенка c ЗПР.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев  «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».

Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима  консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда и логопеда для детей с аутизмом.

Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.

Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память. Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.

Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Где лечить ЗПР в России?

Вы, наверно, и сами знаете, что для коррекции ЗПР понадобится не один год, поэтому всё зависит от того, где вы живёте, ибо нельзя просто взять ребёнка под мышку и отправиться в другой город к хорошим специалистам, но как только деньги закончатся вернуться обратно.

В России есть хорошие государственные учебные учреждения, которые специализируются конкретно на этой проблеме – весь вопрос только в том, что в них большие очереди, и они обычно располагаются в крупных городах.

Во многом в связи с этим последнее время возникает все больше частных клиник и специалистов, работающих индивидуально. При выборе необходимо досконально изучить опыт работы и результаты того или иного специалиста, либо клиники, поскольку высокая цена далеко не всегда обусловлена высоким профессионализмом.

Можно ли предупредить болезнь?

Самым главным и действенным способом предотвращения задержки психического развития станут профилактика и своевременный диагноз. Диагноз, к сожалению, часто ставиться только к 5-6 годам — когда ребенку уже нужно идти в школу: тут то и всплывают проблемы с обучением. Диагностирование ЗПР в раннем детстве действительно является проблематичным, а потому необходимо внимательное наблюдение за развитием ребенка. Помимо того, что новорожденного во избежание нежелательных последствий следует показать невропатологу, родителям не лишним будет лично изучить все нормы поведения малыша, присущие на каждом следующем этапе развития.

Главное — уделять ребенку должное внимание, заниматься с ним, разговаривать и поддерживать постоянный контакт. Одними из главнейших видов контакта будут телесно-эмоциональный и зрительный. Телесный контакт подразумевает такие нужные малышу ласки, поглаживания по головке, укачивания на руках. Не менее важен и контакт глаз: он снижает тревожность у ребеночка, успокаивает и придает чувство защищенности.

Интересные материалы:

0 0
Ноябрь 15, 2018

Добавить комментарий